Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кларк стенли

Энциклопедический словарь

КЛАРК Стенли - КЛАРК Стенли (Стэн) (Clarke Stanley, Stan) (р. 30 июня 1951, Филадельфия, шт. Пенсильвания), американский джазовый (см. ДЖАЗ) бас-гитарист, вокалист, руководитель комбо, композитор (модерн-джаз (см. МОДЕРН-ДЖАЗ), фри-джаз, джаз-рок (см. ДЖАЗ-РОК), фьюжн (см. ФЬЮЖН)).

Музыкальную одаренность проявил с детства. Обучался игре на скрипке и виолончели, затем на фортепиано, самостоятельно освоил контрабас и электрическую бас-гитару. Еще в школьные годы попробовал свои силы как музыкант в различных ритм-энд-блюз (см. РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ)-бэндах и рок-группах. К 1968 окончил Академию музыки в Филадельфии. В возрасте 18 лет стал членом хард-боп (см. БОП (джазовый стиль))-ансамбля Хорэса Сильвера. Играл в группе Jazz Messengers Арта Блэйки (см. БЛЭЙКИ Aрт). Сотрудничал с тенор-саксофонистами Джо Хендерсоном, «Фэроу» Сандерсом, Стэном Гетцом (см. ГЕТЦ Стэн) (1972, совершил с ним турне), Декстером Гордоном, а также с гитаристом Джоном Маклофлином (см. МАКЛОФЛИН Джон), бэндлидером (см. БЭНДЛИДЕР) и композитором Гилом Эвансом, соул-вокалисткой Аретой Фрэнклин (см. ФРЭНКЛИН Арета). Руководил собственным комбо (гастролировал с ним с 1976). Широкую известность приобрел в 1971 как постоянный участник (и один из основателей) фьюжн (см. ФЬЮЖН)-джаз-рок (см. ДЖАЗ-РОК)-группы Return To Forever, где играл с «Чиком» Кориа (см. КОРИА Чик) (фортепиано, электроклавишные), Джо Фарреллом (флейта, саксофон), А. Морейрой (перкуссия) и Ф. Пурим. В 1995 вместе с Элом Ди Меолой (см. ДИ МЕОЛА Эл) и электроскрипачом Жан-Люком Понти сформировал фьюжн-джаз-группу Rite Of Strings.

Разносторонне одаренный музыкант, виртуозно владеющий акустическим контрабасом и бас-гитарой, мультиинструменталист (играл также на контрабасе-пикколо, теноровом контрабасе, электроконтрабасе, виолончели, скрипке, фортепиано, тенор-саксофоне, синтезаторе, органе, электроклавишных, ударных). Один из лучших басистов в период 1960-1980-х гг. с яркой индивидуальной динамичной манерой и уникальной техникой игры (на раннем этапе испытал влияния Оскара Петтифорда, позднее - Чарли Мингуса (см. МИНГУС Чарли), Пола Чемберса и Рона Картера (см. КАРТЕР Рон), рок-гитариста Джими Хендрикса (см. ХЕНДРИКС Джими)). Принадлежит к числу инициаторов введения электрической бас-гитары в современный джаз (вместе с Джако Пасториусом (см. ПАСТОРИУС Джако) и Альфонсо Джонсоном), использовал ее не только в функции бэкграунда, но и в сольной импровизации, значительно расширил ее амплуа, открыл новые выразительные возможности этого инструмента. Всегда сочетал в своей творческой практике интерес к джазу и рок-музыке (см. РОК-МУЗЫКА), осуществил их разнообразный синтез (нередко с тенденцией к блюз (см. БЛЮЗ)-року и соул (см. СОУЛ)-стилистике), активно экспериментировал с ладами и ритмами испано-цыганского (андалусийского) фламенко (см. КАНТЕ ФЛАМЕНКО), музыкальным материалом других этнических культур. Разработал и применил новые методы электронного преобразования звука, использовал эффекты многодорожечной записи (в том числе в сфере вокала - например, на LP School Days). Как вокалист Кларк является продолжателем традиций фанк (см. ФАНК)- и соул-музыки. В международных анкетах (с 1983) неоднократно занимал первое место среди музыкантов электроджаза, джаз-рока, фьюжн-джаза.

Полезные сервисы